Борьба с коррозией автомобиля

20.12.2016

И как всегда в эти холодные и темные утренние минуты мне хочется переехать в теплые края или прикупить гараж. С приходом весны идея переезда сама собой прячется на полгода, да и гараж, не оборудованный системой регулировки температуры и хорошей вентиляцией, – совсем не панацея. Наш климат не просто суровый, он и еще весьма влажный, а значит при эксплуатации автомобиля в холодное время года слякоть, грязь, мокрый снег глубоко утрамбовываются под подкрылки, прилипают к днищу, а в отапливаемом и плохо проветриваемом гараже все это будет таять и способствовать возникновению коррозии кузова автомобиля.

К сожалению, борьба с коррозией кузова – это длительный и непростой процесс, зависящий от множества факторов. Так, например, для новых автомобилей достаточно принятие мер предупредительного характера: содержание автомобиля в чистоте и, по возможности, в сухости, регулярная полировка, периодическая обработка воском или антикоррозионным покрытием, проверка цельности защитного покрытия на мелкие повреждения.

Защита кузова автомобиля

«Потрудившийся» автомобиль требует гораздо большего внимания. Днище и крылья испытывают на себе постоянное воздействие песка, гравия, соли и температурных перепадов. Более того, у крыльев есть карманы, в которых скапливаются грязь и влага, а как известно, чаще всего коррозия появляется в плохо вентилируемых местах. Не менее уязвимы внутренние полости порогов, оснований центральных стоек, лонжеронов. Очень плохо, если забиты дренажные отверстия, предназначенные для слива проникшей в пороги воды. Таким образом, очевидно, что кузов бывшего в эксплуатации автомобиля уже до некоторой степени подвержен коррозии и требует более активных способов борьбы с распространением коррозии. К сожалению, многие автолюбители начинают бороться с коррозией только после того, как процесс становится виден невооруженным глазом. Если ржавчина проявилась на наружной поверхности, то нужно понимать, что процесс необратим. Исправить ситуацию можно только удалением всего старого покрытия, зачисткой кузова до металла и повторной окраски автомобиля. В таких случаях необходимо осуществить следующий комплекс работ.

  1. Полное удаление ржавчины с пораженных участков. Если ржавчина еще в начальной стадии возникновения, достаточно просто очистить от нее поверхность металла с помощью обычной наждачной бумаги. А, если ржавчиной поражена большая площадь кузова или на авто уже есть вздутия, то ее удаление подразумевает использование насадки металлической щетки на дрель. Впрочем, хороший очиститель (удалитель) способен упростить этот процесс. Щелочные кислоты быстро воздействуют на металл, ржавчина как бы отслаивается и ее очень просто убрать. Чтобы железо после проведения даже одной такой чистки не изнашивалось, удалитель содержит еще ряд соединений, смягчающих действие щелочных кислот. Важно выдержать технологию, соблюсти температурный режим, и не оставить вещество на металле надолго. Иначе после высыхания средства окажется, что ржавчина никуда не делась.
  2. Нанесение преобразователя ржавчины. Основная масса существующих преобразователей изготовлена с использованием ортофосфорной кислоты. Она имеет высокую очищающую способность, и превращает ржавчину в твердый грунт. Рыжие налеты станут сероватыми, а ржавчина преобразуется в более стабильное и уже не вредное соединение. Остатки препарата, который не вступил в реакцию с ржавчиной, следует тщательно удалить, иначе коррозия начнется заново.
  3. Финишная обработка кузова автомобиля: шпаклевка, грунтовка, окрашивание.

Существуют еще несколько способов защиты кузова от коррозии: катодно-протекторная защита, гальваническая, электрохимическая и прочие. Однако, все вышеописанное широко известно и много раз обсуждено, а вот, что действительно важно и малоизвестно, так это влияние некачественного кузовного ремонта на процесс коррозии кузова автомобиля.

Приведу типичные примеры коррозии автомобиля вследствие плохого кузовного ремонта и окраски.

Подпленочная коррозия развивается на том месте, где поврежден лакокрасочный слой. Поэтому после ударов, царапин или актов вандализма необходимо сразу принять меры. Микротрещины, сколы, царапины становятся проходными путями к поверхности металла для влаги и атмосферных загрязнений. Такой участок по отношению к примыкающему материалу становится анодным. Основная причина коррозии – не тонкий слой покрытия, а трещины и сколы на нем. Когда они появились на поверхности, локальное нанесение антикоррозийного препарата не спасет от дальнейшего повреждения.

Сварные швы – место возникновения межкристаллитной коррозии. Эта разновидность поражения особо опасна, так как при этом процессе происходит почти незаметная потеря пластичности и прочности металла. Границы зерна разрушаются избирательно, и область структурных превращений преобразуется в усиленно растворяющийся анод. Такое явление можно наблюдать и на нержавеющих сталях, и на хромистых, хромоникелевых, алюминиевых сплавах. Эти металлы легко становятся пассивными. После нарушения связей между зернами металла начинается выкрашивание, и кузов теряет свои свойства, быстро приходит в негодность.

Дело в том, что в местах сварочных точек защита самая слабая. Наплывы, микрозаусенцы, выплески от резки и сварки листового металла плохо удерживают лаки и краски. Если не следить за состоянием швов и участков присоединения мелких деталей, со временем косметическая коррозия станет более серьезной – проникающей. Распространенные участки поражения проникающей коррозией: нижняя часть дверных панелей, передние крылья, пороги, коробчатые сечения нижней области кузова. Из-за труднодоступной локализации этих зон коррозия может протекать незамеченной. Кроме того, перечисленные участки сложно обработать или окрасить даже в условиях специализированных центров, не говоря уже о гаражных мастерских.

Итак, уважающий себя автовладелец знает, как ухаживать за автомобилем и как важно пользоваться услугами профессионалов в случае повреждения кузова во избежание дальнейших неприятных сюрпризов, а главное сохранения эксплуатационных характеристик и обеспечения безопасности жизни водителя и пассажиров.